ОБСЕ: прошлое, настоящее и будущее

Отправной точкой в истории ОБСЕ принято считать период разрядки международной напряженности начала 1970- х годов, когда и было учреждено Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), призванное служить многосторонним форумом для диалога и переговоров между Востоком и Западом. В 1975 году главами 35 государств мира (в их числе: СССР и США) был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставший вершиной периода "разрядки". 


В рамках документа были закреплены 10 основных принципов международного права, а также очерчены основные направления сотрудничества в рамках организации, основанные на указанных в документе договоренностях. Позднее, они получили название "корзин". Среди них:
--Первая корзина: международно-правовая область. 
Закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств
--Вторая корзина: военно-политическая область. 
Согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров
—Третья корзина: экономические и гуманитарные вопросы
Согласование сотрудничества в различных сферах экономики; согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод

Вплоть до 1990 года работа СБСЕ велась в основном на уровне встреч и совещаний, в ходе которых разрабатывались и расширялись обязательства, принимаемые на себя государствами-участниками, а также проводилась периодическая оценка их выполнения. Тем не менее, окончание «холодной войны» и прошедший в ноябре 1990 года Парижский саммит ознаменовали для СБСЕ начало новой эпохи. В Парижской хартии для новой Европы, СБСЕ было призвано сыграть роль в управлении процессами исторических перемен, происходящих в Европе, и реагировании на новые вызовы в период после окончания «холодной войны». Это, в свою очередь, привело к возникновению постоянных институтов и оперативного потенциала. 


В рамках этого процесса институционализации решением Будапештского саммита глав государств и правительств в декабре 1994 года переименовать СБСЕ в ОБСЕ. Сегодня ОБСЕ, охватывая проблемы контроля над вооружениями, мер укрепления доверия и безопасности, прав человека, наблюдения за выборами, а экономической и экологической безопасность, является организацией, отличие которой от других институтов многосторонней дипломатии в Европе заключается в следующем: 
- всеобъемлющий, универсальный и неделимый подход к безопасности, основанный на сотрудничестве. 
- ОБСЕ охватывает огромный регион от Ванкувера до Владивостока и служит главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления; 
- все решения в рамках ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, таким образом, все участники имеют одинаковый статус . 


Однако, несмотря на все перечисленные особенности, в последнее время критика в адрес ОБСЕ усиливается. Это связанно с тем, что ОБСЕ до сих пор не является полноценной международной организацией, так как государства- участники до сих пор не приняли международно-правовой документ (как правило, устав), который служил бы в качестве учредительного акта ОБСЕ. Вопрос заключается в том, согласны ли все участники принять международный документ в рамках организации, имеющий юридически обязательную силу. В последние годы также активно ведется дискуссия по поводу всеобъемлющей реформы ОБСЕ. Это вызвано заявлениями российской дипломатии о том, что ОБСЕ под давлением определенных государств – членов ОБСЕ встала на путь «перекосов» в своей деятельности – географического ( главным образом занимается только делами стран 
«к востоку от Вены») и функционального (доминирует тематика «третьей корзины»).