Строить мосты, а не возводить стены: интервью с руководителем Офиса Совета Министров Северных Стран Кеннетом Броманом

-Уважаемый господин Броман, как известно, Информационное бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге было создано в 1995 году с целью содействия развитию и укреплению сотрудничества, обмена опытом и знаниями, установлению прочных связей между организациями Северных стран и Северо-Западного региона. Какие функции сохранило Бюро после приостановки его деятельности в том виде, в котором оно существовало до 2015 года, и как сегодня выглядит программа его деятельности?

Совет Министров Северных Стран, где я являюсь главой администрации Генерального секретаря, то есть занимаю второй по значимости пост в этой организации – это рабочий орган по сотрудничеству Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии и Исландии, и, в данном контексте, мы представляем все пять Северных правительств. Информационное бюро СМСС в Санкт- Петербурге в свое время было зарегистрировано как некоммерческая организация, и по этой причине два года тому назад его переквалифицировали в «иностранного агента». Это некорректно, поскольку оно изначально являлось правительственной организацией. Вполне естественно, что правительства Северных стран с таким решением не согласились и были вынуждены прекратить проектную деятельность Бюро. Тем самым они дали понять, что не намерены работать как в России, так и в других странах в качестве «иностранных агентов», поскольку хотят быть открытыми, прозрачными и  развивать сотрудничество с теми странами, на территории которых они находятся. Вот почему в Санкт-Петербурге мы оставили только должность Исполнительного директора и бухгалтера, которые, занимаются решением технических вопросов непосредственно для офиса Генерального секретаря в Копенгагене. Тем не менее, должен сказать, что, несмотря на этот вынужденный шаг, сотрудничество СМСС с российскими регионами не прекращалось. Более того, оно по-прежнему ведется достаточно активно. Однако в нынешних условиях это взаимодействие осуществляется уже не через Бюро, а через другие организации, которые находятся либо в России, либо за ее пределами. Например, программы по охране окружающей среды, по здравоохранению и по предупреждению заболеваний реализуются с помощью крупных институтов в Финляндии. Программы по здравоохранению, по предупреждению заболеваний и по образованию реализуются совместно с Министерством науки и образования в Москве, с властями Санкт- Петербурга и других российских регионов. Координация этой работы стала для нас более сложной из-за того, что рычаги управления находятся не только в разных городах, но и странах. Кроме того, наше сотрудничество утрачивает необходимую гибкость, и нам все труднее планировать и объяснять те или иные наши шаги. Большое значение имела прошлогодняя встреча в Санкт-Петербурге, посвященная проблемам сотрудничества между Советом Министров Северных стран и Северо-Западом России, в которой участвовали и представители МИД России. Как долго будет продолжаться работа в таком режиме – трудно сказать, однако следует отметить, что между нашими правительствами продолжается диалог, и, я надеюсь, что ситуация может измениться к лучшему.

-Какие договоренности удалось реализовать и что препятствует активизации деловых связей с Северными странами?

Сотрудничество всегда требует, как минимум, двух партнеров. Упомянутая мною встреча была полезна для обеих сторон, и она подтвердила готовность к взаимодействию и послала сигнал всем, кто в этом заинтересован. Затем были запущены совместные программы на общую сумму 150 миллионов рублей, и в этом году мы продолжим их реализацию. Мы стремимся к развитию межпарламентских связей, наши депутаты изучают российское законодательство, посещают сессии Государственной думы, а российские парламентарии изучают опыт законотворчества в Северных странах. Успешно осуществляется сотрудничество журналистов. Работают программы по здравоохранению и охране окружающей среды. Началась подготовка программы по сотрудничеству гражданского общества. С участием НКО осуществляются культурные обмены. Должен особо отметить, что в сотрудничестве с нами заинтересованы не только российские власти, но и представители крупного бизнеса и авторитетных общественных организаций. Северные страны - члены Евросоюза продолжают поддерживать санкции, введенные США по отношению к России.

-Отражаются ли эти действия на наших деловых связях, и есть ли какие-то идеи в руководстве СМСС по устранению негативных последствий от санкций?

Представляя правительства Северных Стран, мы должны следовать правилам, которые ими установлены. Да, санкции в отношении России существуют, но есть и санкции России в отношении ЕС, которые соблюдают все российские организации. Однако все эти ограничения, в основном, затрагивают крупный частный бизнес, в том числе производство продуктов питания, автомобилестроение и другие отрасли российской экономики, но мы не взаимодействуем напрямую с частным бизнесом и с его представителями, имена которых внесены в «санкционный» список. Таким образом, на практику делового сотрудничества с нашими партнерами такие меры не отражаются. Тем не менее, введенные санкции осложняют политический диалог. Осваивая положительный опыт Северных стран, в особенности в гуманитарной сфере, большинство наших людей настороженно воспринимают столь непонятные изменения в менталитете Запада. Речь, в частности, идет о новой трактовке института брака и семьи.

-Сумеет ли Запад сохранить толерантное отношение к традиционным семейным ценностям?

Прежде всего, я хотел бы отметить, что в российских СМИ эти вопросы освещаются некорректно. Складывается впечатление, что мы только и заняты тем, что пропагандируем однополые браки, выступаем за гендерное равенство и т.д., и это не совсем правильно. Северные страны построены на традиционных семейных ценностях, и мы заботимся об их сохранении. Это краеугольный камень нашей внутренней политики. Мы действительно отличаемся от России, но только тем, что уважаем личный выбор каждого и права человека в целом. Это касается религиозных и политических свобод, а также сексуальной ориентации. Мы не рассматриваем таких людей как угрозу для общества, в котором 90 процентов граждан придерживаются традиционных подходов к проблемам отношений между мужчинами и женщинами. Такие же взгляды присущи населению большинства стран мира. Надо просто понять, что мы не занимаемся перестройкой менталитета нашего общества, а СМИ постоянно акцентируют на этом внимание. Не так давно журналисты из Литвы широко освещали нравы в одном из экспериментальных детских садов в Швеции, где перестали называть детей мальчиками и девочками. В результате литовская общественность восприняла эту информацию так, что в Швеции уже нет женщин и мужчин. Вот вам наглядный пример искажения реальной действительности.


-Поскольку программы СМСС нацелены не только на сотрудничество, но и на обмен опытом, какие полезные знания и в каких областях получают от своих российских партнеров участники проектов - жители Северных стран?

Конечно, и нам многому можно поучиться. Например, реализуя программу сотрудничества в области науки и образования, университеты Северных стран и исследовательские центры учатся у российских коллег, поскольку ваша страна находится по ряду позиций впереди. Осваиваем и российский опыт борьбы с заболеваниями, имеющими трансграничное воздействие, предотвращения торговли людьми, борьбы с организованной преступностью. Кстати, финские полицейские очень тесно сотрудничают с петербургскими коллегами. На одном из семинаров был приведен пример, как автобус с красивыми девушками прибыл на финскую границу. Полиция проявила настороженность, и, связавшись с российскими коллегами, выяснила, что их везли для занятия проституцией. Таким образом, совместными усилиями было предотвращено преступление.

-Какие проекты предложены российским партнерам в текущем году?

В октябре прошлого года была запущена программа открытого конкурса заявок на совместную реализацию проектов. СМСС получил 73 заявки, соответствующие всем требованиям. В рамках новой программы сотрудничества с Северо -Западом России будут финансироваться 13 проектов, предусматривающих взаимодействие в таких областях, как СМИ, эффективное управление, права человека, социальные вопросы, поддержка НКО, а также сотрудничество между коренными народами Севера.

-Что бы Вы хотели пожелать петербуржцам, участвующим в многоплановой деятельности СМСС? Не могли бы им обещать, что наше взаимодействие, несмотря на трудности, все же будет крепнуть и развиваться?

Я не знаю, будет ли все так, как всем нам хочется, да я и не уполномочен давать прогнозы, однако уверен в необходимости укрепления взаимопонимания между народами России и Северных стран. В конечном счете, какой бы сложной не была политическая ситуация, мы обязаны решать возникающие проблемы. К сожалению, как я уже говорил, образ Северных стран в российских СМИ и образ России в наших СМИ не всегда корректен. Порой создается ошибочное впечатление, будто Россия – это не демократическая страна, хотя известно, что в вашей стране органы власти являются выборными. Поэтому вместо того, чтобы возводить стены между нами, надо строить мосты. И тогда всем будет хорошо.


Беседовал Олег Давтян 

Источник: «Консул» №3 (49) 2017